Шедевры мировой музыкальной культуры Брусиловского
12 ноября 2025 года исполняется120 лет со дня рождения Евгения Григорьевича Брусиловского - композитора, профессора, народного артиста Казахстана. Одного из основоположников казахского профессионального музыкального искусства. Имя Евгения Григорьевича Брусиловского золотыми буквами вписано в историю музыкальной культуры Казахстана.
Являясь основоположником казахской профессиональной музыки письменной традиции европейского типа, он заложил основы таких ведущих жанров как опера, симфония, кантата. Его перу принадлежит девять опер, четыре балета, девять симфоний, две кантаты, несколько симфонических поэм и увертюр, а также множество камерно – инструментальных сочинений, около 500 песен и романсов. Им написана музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Сделаны обработки народных песен и кюев. Он является автором музыки Государственного гимна Казахстана 1945-1992 годов, а также 1992-2006 годов совместно с Муканом Тулебаевым и Латифом Хамиди.
Родился Евгений Брусиловский в 1905 году в Ростове-на-Дону. Детство его прошло в культурной, интеллигентной семье. Отец композитора Григорий Маркович был родом из Украины. Это был человек высокой культуры. Мать будущего композитора выросла в большой музыкальной семье в городе Мелитополе. Она имела незаурядные музыкальные способности, обладала красивым меццо - сопрано. Именно от неё Брусиловский унаследовал музыкальную одарённость и любовь к музыке. Первоначальное музыкальное образование Брусиловский получил под руководством матери. Кроме того, дома часто устраивались музыкальные вечера, на которых звучали различные арии из опер, популярные песни и романсы. С детских лет отец прививал любовь к художественной литературе.
Первые годы Жени прошли мирно и счастливо. Период отрочества и юности пришелся на переломное время – смену политического строя в стране, когда всё старое рушилось, но взамен ничего ещё не создалось.
В марте 1920 года скончался отец. А через два месяца власти забрали дом, и семья осталась без крова. Через год от холеры умерла мать. И в жизни будущего композитора начался период трудностей и лишений.
Большую роль в дальнейшей судьбе Брусиловского сыграла двоюродная сестра Лидия. Лидия увидела в брате талант к творчеству и сумела направить его к серьёзным занятиям музыкой. Окончив в 1921 году гимназию, Евгений добровольцем вступил в Красную Армию.

Именно в этот период Брусиловский по - настоящему увлёкся музыкой. Выступал на концертах армейской самодеятельности. После службы он поступает в Московскую консерваторию сразу на два отделения – композиторское и фортепьянное. На втором курсе он сильно заболел, несколько месяцев пролежал в больнице, а выписавшись, вынужден был оставить учёбу и уехать в Ленинград. Здесь, чтобы заработать на жизнь, Брусиловский работает тапёром, пианистом – иллюстратором к немым фильмам в кинотеатре.

Одновременно берёт частные уроки по теоретическим дисциплинам, чтобы серьёзно подготовиться к поступлению в Ленинградскую консерваторию.
К экзамену по специальности Брусиловский написал сонату и поэму для фортепьяно. Вступительный экзамен был успешно сдан. А присутствующий на нём Дмитрий Шостакович посоветовал ему записаться в класс профессора М. О. Штейнберга. Так начался новый этап в жизни Брусиловского. Счастливые пять лет продуктивных занятий в консерватории. Приобретение профессиональных навыков композиций. В Ленинграде Брусиловский старался не пропускать Симфонические концерты, оперные спектакли с выдающимися дирижёрами того времени: Александром Гауком, Евгением Равинским, лекции Вертинского, выступления зарубежных исполнителей. Именно в Ленинграде молодой композитор попал в атмосферу художественных исканий, интеллектуальной жизни. Нашёл благодатную почву для раскрытия своих способностей.
В 1931 году Брусиловский в качестве дипломной работы представил первую симфонию, посвятив её своему педагогу - Штейнбергу. С 1933 года жизнь Брусиловского резко меняет свое направление. Он принимает судьбоносное решение ехать в далёкий Казахстан. Многие отговаривали его. Но о своём решении Евгений Брусиловский никогда не жалел. Так 28 – летний композитор, приехав на два года в Алматы, по приглашению Ахмета Жубанова, прожил там более 36 лет, став истинным ценителем, знатоком казахской народной музыки. В Алматы Брусиловский знакомится с выдающимися представителями казахской народной музыки, учениками великих Курмангазы, Даулет Кирея, Татимбета. В течение многих лет Брусиловский общался с великолепной плеядой самородков. Он был очевидцем их манерой исполнения, мог записывать из первых уст подлинные образцы казахского народного искусства. Е. Г. Брусиловский очень любил казахскую музыку и делал всё для её популяризации. Он говорил: «Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры».
Огромная роль Евгения Брусиловского в становлении казахской профессиональной музыки письменной традиции. В 1934 году Брусиловский создал первую казахскую национальную оперу «Кыз – Жибек» и в этом его огромное историческое значение.Именно с нее начинает свой отсчет развитие оперного искусства в Казахстане.

На фото:Евгений Брусиловский. «Кыз Жибек». «Астана Опера».Либретто Габита Мусрепова по мотивам одноименной казахскойнародной поэмы. Премьера состоялась 7 ноября 1934 года в Театреоперы и балета им. Абая.
После этого он пишет еще 8 опер, в числе которых «Жалбыр», «Ер-Таргын», «Айман-Шолпан» и вершина создания - «Дуда-рай». Симфония «Сары – Арка», написанная в 1944 году проложила дорогу казахскому симфонизму. Брусиловский сумел доказать, что домбровый кюй и народная песня могут служить богатейшим источником тем для симфоний.
Особое место в творчестве композитора занимают произведения для оркестра казахских народных инструментов, камерной, вокальной музыки, а также музыки к кинофильмам: «Дочь степей», «Беспокойная весна», «Чокан Валиханов», «Возвращение на землю», « В голодной степи», « Это было в Шугле» и др.

Брусиловский был первым, кто взялся за пропаганду имени Курмангазы.
Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории - одна из величайших заслуг Евгения Григорьевича. Государственная премия Казахской ССР им. Курмангазы (1967) присуждена Брусиловскому за одноименную симфонию – «Курмангазы».
Брусиловский вел серьезную культурно-просветительскую, и общественную деятельность. В разные годы был музыкальным руководителем Казахского музыкального театра, Казахской филармонии, заведующим кафедрой композиции и теории музыки Алматинской консерватории.
Создал Союз композиторов Казахстана и был его первым председателем. Как ученый-фольклорист известен своей большой коллекцией казахских народных песен и кюев, которые собирал и расшифровывал. Это около 250 произведений. Он сочинял и свои собственные песни в казахском стиле, среди которых выделяются такие жемчужины как «Две ласточки», «Сайра», «Шолпан».
Наследие Брусиловского огромно. Наиболее яркими и часто исполняемыми произведениями, вошедшими в золотой фонд казахской симфонической музыки, стали симфония-сюита «Сары-Арка», симфонические поэмы «Жалгыз Кайын», посвященная великому Абаю, и «Дударай». Среди профессиональных музыкантов большой популярностью пользуются произведения камерного характера.
Благодаря его усилиям в Казахстане сформировали национальную композиторскую школу. Брусиловский, как педагог подготовил и воспитал целую плеяду казахских талантливых мастеров музыки и вокала, в том числе легендарную Куляш Байсеитову, ставших знаменитыми.
В этом созвездии Бахытжан Байкадамов, Александр Зацепин, Мукан Тулебаев, Борис Ерзакович, Куддус Кужамьяров, Еркегали Рахмадиев, Капан Мусин, Сыдык Мухамеджанов.
Дружба со своим учеником Муканом Тулебаевым – потомственным акыном – нашла отражение в их совместном творчестве – музыке государственного Гимна союзной республики, который стал государственным гимном независимого государства. Соавтором был Латиф Хамиди – уроженец Казанской губернии, так же, как и Брусиловский, откомандированный на работу в Алматы и влюбленный в культуру Казахстана.
Евгению Брусиловскому удалось сохранить лучшие образцы казахского фольклора. Он сумел раскрыть их духовный потенциал, возвысив до уровня шедевров мировой музыкальной культуры. Его оперы и сейчас ставят на сценах Казахстана, За рубежом его имя ассоциируется именно с Казахстаном, его музыка представляла Казахстан на всех официальных мероприятиях до 2006 года.
За свою выдающуюся творческую, педагогическую и общественную деятельность народный артист Казахстана Евгений Григорьевич Брусиловский был удостоен ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Был Лауреатом государственных премий СССР и Каз. ССР. Награжден медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Каз. ССР.
В Казахстане Брусиловским были созданы произведения почти во всех музыкальных жанрах. Здесь на благодатной казахской земле талант композитора раскрылся во всей своей полноте и многогранности. Музыка Брусиловского всегда востребована народом и оценена по достоинству. Она постоянно звучит в эфире и прочно вошла в репертуар современных исполнителей.
Умер прославленный композитор 9 мая 1981 года и был похоронен в Москве. Память о нём увековечена в названиях улиц в Астане, Алматы, Петропавловске и Усть-Каменогорске. В 2005 году вышла почтовая марка Казахстана, посвященная Брусиловскому.
К его столетию в Казахстане вышел фильм «Линия судьбы», режиссёра И. Ганапольского.
Специалист РИКМ С. Никифорова
